Жанр «цветы и птицы» в китайской живописи

В китайской живописи жанр «цветы и птицы» зародился в период правления династий Хань (206 до н.э. — 220 н.э.) и Тан (907—960), быстро развиваясь, он открывал миру большое количество талантливых художников. Художники династии Сун в период с VII по XIII в. довели искусство живописи до совершенства. Живописцы проводили наблюдения за природой, учились и познавали стихии природы и тщательно отрабатывали свое мастерство. В стиле гунби использовался чёткий прорисованный контур со всеми подробностями. Свитки изображали учёных мужей и мудрецов за работой или светской беседой, божественные чертоги и бытовые сцены. Стиль сеи-и, появившийся позднее, воплощал идею изображения и требовал тщательной прорисовки деталей. В нем художники уделяли внимание мазкам, степени нажатия кисти, её направлению при работе и чередованию тонов от светлых к тёмным. Изображаемые объекты были более субъективными и менее приближены к реальности. «Цветы и птицы» – жанр китайской живописи с изображением натуральных предметов, в том числе растений, фруктов, овощей, рыб, птиц, насекомых и камней. Художники Ци Байши, Лин Лян, Чжан Дацьен являются яркими представителями этого жанра [1]. Цветочная живопись происходит от буддийских картин, ярко украшенных цветами, которые были привезены в Китай из Индии в I в. до н.э. Эти картины, популярные во времена династии Тан в X в. н.э., стали отдельной категорией живописи. Цветочная роспись сочеталась с китайской традицией росписи птиц и животных. Многие художники во времена династии Сун работали в этом жанре, создавая изображения цветов сливы, орхидей, хризантем, а также ростков бамбука, веток сосны и кипариса. Часто цветы и птицы изображались в паре. Мазки, используемые для рисования стеблей цветов или клювов птиц, были похожи на мазки кистью, используемые в каллиграфии. Изображения птиц и цветов были выражением даосского идеала гармонии с природой. После того, как художник осваивал технику кисти для конкретного предмета, он получал возможность выразить свой внутренний характер и свои отношения с природой через несколько простых штрихов. Ранние изображения птиц и цветов были написаны рядом учёных мужей в период исследования литературных источников. Китайские художники считали, что хорошую картину мог нарисовать только поэт, поэтому многие картины имели поэтические строки, повествующие о красоте природы.

https://turisheva.ru/topics/kitayskaya-zhivopis/page/2/