По следам книги прочитанной книги
Анри Перрюшо: Жизнь Ренуара
из серии “Заметки на полях”
“Творчество – высшая форма торжества человека над самим собой, победа его в борьбе с роком.”
Новая “манера” Ренуара раскрылась в одной из написанных им работ – “Прическа”, где он изобразил со спины девушку, после купания расчесывающую волосы. Сознание, что он наконец достиг своей цели, и порожденное этим удовлетворение красноречиво отразились в образе юной Анадиомены.
Сандро Боттичелли, «Рождение Венеры», ок. 1485, Уффици, Флоренция
Афродита Анадиомена (др.-греч. Ἀφροδίτη Ἀναδυομένη, «выныривающая, выходящая из моря») — эпитет богини Афродиты, рождающейся из морской пены и выходящей на сушу, и иконографический тип её изображения в этот момент.
Ренуар “Прическа”
И еще один гимн радости, хотя и менее звонкий, более приглушенный, более доверительный, та интимная сцена в саду при доме, в которой Ренуар запечатлел Алину, кормящую грудью маленького Пьера. Это “Материнство” поведало нам о счастье художника и счастье человека.
Ренуар “Материнство”
Жорж-Пьер Сёра́
Жорж-Пьер Сёра́ (фр. Georges Seurat, 2 декабря 1859, Париж — 29 марта 1891, там же) — французский художник-импрессионист, основатель неоимпрессионизма, создатель оригинального метода живописи под названием «дивизионизм», или «пуантилизм».
В свое время создателя пуантилизма очень вдохновили Энгр (он вобрал из его творчества чувство структуры и композицию), а также романтический Делакруа (от которого Сёра черпал силу цвета).
Настоящий почет Сёра получил после того, как была выставлена картина «Воскресный день на острове Гранд-Жатт».
“Воскресный день на острове Гранд-Жатт”
«Пудрящаяся женщина» – ключевая работа выдающейся коллекции импрессионистского и постимпрессионистского искусства, созданной в 1920-х годах самим магнатом Сэмюэлем Курто.
«Пудрящаяся женщина»
На этом портрете, написанном Сёра примерно с 1889 по 1890 год, изображена модель художника. Все традиции портретной живописи того времени нарушены в этой работе. Есть игра контрастов: у героини огромная грудь, но миниатюрный столик. Сюжет напоминает стиль рококо (особенно туалетные сцены Ватто и Фрагонара).
Сёра встретил 20-летнюю модель Мадлен Кноблох, представительницу рабочего класса в Бельгии, где выставлялся на Салоне де Вингта в Брюсселе
Она стала его музой и любимой женщиной.
Жорж и Мадлен
Когда Мадлен уже была беременна их общим ребенком, чета переехала из мастерской Сёра на 7-м этаже Бульвара Клиши 128 в маленькую комнату в тихом доме у Пассажа искусств. Сёра признал отцовство своего сына, родившегося 16 февраля 1890 года, и вписал имя ребенка Пьер Жорж в запись акта гражданского состояния. На своей выставке в Салоне Независимых в том же году он продемонстрировал свой единственный портрет с моделью Мадлен Кноблох – «Пудрящаяся женщина».
Даже по прошествии многого времени, ни семья, ни друзья не знали о тайной любимой женщине Сёра и ребенке.
Фрагменты картины
Поль Синьяк, ближайший друг и творческий единомышленник Сёра, писал, что художник часто перекусывал лишь круассаном и маленькой шоколадкой, чтобы не тратить свое драгоценное время. Тот же Синьяк как-то с грустью написал, что: «Наш бедный друг убил себя из-за переутомления».
Отношения с Мадлен были в большом секрете не только от его буржуазной семьи, но и от богемных друзей. Вскоре после смерти Сёра женщине подарили некоторые его работы в качестве наследства. Она их приняла, но прервала всякое общение с его родными.
Поль Синьяк “Морской порт”
Но где же здесь спрятан автопортрет самого Сёра?
Присутствие художника на картине скрывается в одной любопытной раме на стене. Сейчас там мило красуется цветочный натюрморт, а первоначально она содержала портрет самого Сёра. Ходили слухи, что ваза в окне символизирует самого художника, который любуется прекрасной дамой. Но один их верных друзей посоветовал ему убрать свой портрет, иначе о тщательно скрываемой тайне могут узнать. Даже к моменту выставки картины в 1890 году об истинной личности Кноблох никто не знал. И лишь спустя 130 лет с момента создания картины (1888–1890 год) исследователи обнаружили, что на месте цветка художник изначально написал свой портрет.
Первым владельцем картины был известный французский критик, анархист и арт-дилер Феликс Фенеон, который придумал термин «неоимпрессионизм». В настоящее время картина находится в Институте искусства Курто.