По следам книги прочитанной книги
Анри Перрюшо: Жизнь Ренуара
из серии “Заметки на полях”
….. В теплые дни раздается пронзительный металлический стрекот стрекоз: недаром Ван Гог, умерший восемнадцать лет назад, говорил, будто стрекозы “поют по-древнегречески”.
Пьер Огюст Ренуар – Амбруаз Воллар, одетый как Тореадор
Однажды знаменитый галерейщик Амбруаз Воллар рассказал своему другу Пьеру Огюсту Ренуару, что должен ехать в Испанию. Ренуар очень обрадовался и сказал:
– Мне уже давно хочется нарисовать тореадора. Один из моих натурщиков имеет такой же крупное телосложение, что и вы; поэтому постарайтесь привезти оттуда костюм тореадора вашего размера.
Воллар честно постарался выполнить просьбу друга, но нигде, ни в Севилье, ни в Мадриде, ни в Толедо, он не смог найти костюм, который оказался бы ему впору. Поэтому ему пришлось сшить его на заказ. По возвращении в Париж таможенник, осматривавший багаж Воллара, заметил дорогой и красивый костюм и насторожился
– Это моя рабочая одежда, – уверенно заявил Воллар.
– А-а-а, так вы тореадор, – догадался таможенник. – Ну что ж, примерьте-ка.
Воллару пришлось подчиниться. Он надел костюм: расшитую золотом и серебром куртку и не менее роскошные штаны. Выглядел он во всем этом просто великолепно, так что вокруг него стали собираться зеваки. Чтобы скрыться от любопытный толпы Воллар, который уже имел возможности переодеться, буквально впрыгнул в такси и велел отвезти его к Ренуару.
Художник пришел в полный восторг, увидев друга в таком экзотическом виде, и воскликнул;
– Браво! Вот вы-то и будете мне позировать!
Воллар машинально взял со стола розу, и Ренуар пришел в ещё больший восторг:
– Прекрасно! Вы будете тореадором с розой… Впрочем, нет. Роза будет сковывать меня, когда я возьмусь за ваши руки. Бросьте её, она будет цветовым пятном на ковре.
– Может, мне стоит побриться? – спросил Воллар.
– Неужели вы думаете, что вас и бритого примут за настоящего тореадора?! – воскликнул Ренуар. – Единственное, о чём я вас прошу, – это не спать во время сеанса.
Пьер Огюст Ренуар (1841-1919)
Как-то раз Воллар в мастерской Ренуара задержался у начатой картины “Розы”. “Это я ищу тона тела для обнаженной натуры”, – пояснил художник.
Ренуар написал – сидящей на стуле, в белой полотняной блузке девятнадцатилетнюю жительницу Каня Элен Беллон. Она была невестой почтальона, который часто приносил почту в “Колетт”. Элен Беллон, после сеанса , больше не появлялась в “Колетт”.
«Сидящая молодая женщина (Элен Беллон)»
В пору цветения роз Ренуар написал на фоне куста фигуру обнаженной девушки с тяжелой копной волос. Ганья тут же унес с собой эту маленькую картину “Ода цветам”, навеянную Анакреоном.
Пьер Огюст Ренуар – Ода цветам (по Анакреону) – 1903-1905 гг
Садовник, приводивший в порядок сад “Колетт”, предложил Ренуару выполоть сорняк. “Что значит – сорняк? ” – спросил художник.
Ренуар, передвигавшийся лишь с помощью костылей, взялся за композиции шириной в шестьдесят пять сантиметров и более полутора метров высотой. Он должен был для этого работать стоя. Плодом его усилий были две фигуры танцовщиц: одна с бубном, другая с кастаньетами.
Dancing Girl with Tambourine | Dancing Girl with Castanets |