По следам книги прочитанной книги
Анри Перрюшо: Жизнь Ренуара
из серии “Заметки на полях”
…..Ренуар порой скатывался к цинизму, даже когда речь шла об искусстве, которому он посвятил всю свою жизнь. “Поймите наконец: никто ничего в этом не смыслит, и я тоже не смыслю. Единственный барометр, указывающий ценность картины, – это аукцион”.
Камиль Писсарро 1877 “Рожь. Понтуаз”
Уроки Писсарро заставили Сезанна изменить его подход к искусству, можно уверенно сказать, что Камиль Писсарро оказал на него существенное влияние. Позже, в 1902 году, Сезанн сказал о своём наставнике так: “он был отцом для меня, человеком, у которого я консультировался и кем-то вроде хорошего Господа”.
Поль Сезанн “Натюрморт с яблоками”
Продолжая свою роль в качестве наставника, Писсарро терпеливо работал с эпатажным молодым Полем Гогеном (Paul Gauguin). Вместе с Эдгаром Дега и Мэри Стивенсон Кэссетт (Mary Stevenson Cassatt) он приступил к осуществлению нового проекта – издания ежемесячного журнала, посвящённого гравюрам под названием “День и ночь” (“Le Jour et la nuit”). Проект не был реализован, но Писсаро сделал серию прекрасных гравюр. Дега написал общему другу Феликсу Бракемон (Félix Bracquemond): “Писсарро восхитителен в своем энтузиазме и вере”.
Гоген “Таитянские пасторали”
Ренуара раздражала простодушная вера Писсарро в разные теории и системы. “Живопись в двадцати пяти уроках!” – издевался он. Как-то раз вместе с завсегдатаями “Дю-ра-мор” Ренуар отправился на выставку и там увидел Писсарро, окруженного группой людей. Стоя у одной из картин, он говорил поучающим тоном: “Смотрите, вот здесь художник ошибся. Он построил свою картину на основном, неверно выбранном тоне. И поэтому все распадается. Почему же он неверно выбрал тон?” Подойдя к Писсарро, Ренуар насмешливо прошептал ему в ухо: “Потому что вы – старый дурак”.
В 1883 году в одном из многочисленных писем к своему сыну Люсьену (переписка отца и сына продолжалась двадцать лет) Камиль Писсарро написал “Я буду спокойно идти по пути, который выбрал, и попытаться сделать всё возможное”.
Пьер Огюст Ренуар ” Гора Сент-Виктуар” 1888-1889
Летом Ренуар снова провел некоторое время в Экс-ан-Провансе. Деверь Сезанна, Максим Кониль, сдал ему свой дом в Монбриане. Для одной из своих картин Ренуар взял излюбленный мотив Сезанна – гору Сент-Виктуар. Но только написал ее совсем по-иному!
Одна из ранних картин серии Сезанна
Гора Сент-Виктуар с большой сосной. 1886—1887.
Наконец, Ренуар в мае месяце он послал в Салон, куда ничего не давал вот уже семь лет, портрет дочерей Катюлла Мендеса, сидящих за пианино. Он написал эту картину в 1888 году. Картина эта осталась почти незамеченной по той простой причине, что организаторы выставки отвели ей одно из самых невыгодных мест – под навесом. С тех пор Ренуар никогда не посылал своих работ в Салон.
Ренуар «Дочери Катюля Мендеса»
Катюль Мендес переводил стихи русских поэтов, так как в нескольких сборниках стихов русских поэтов, изданных во Франции на французском языке он фигурирует, как переводчик.
Имя Катюля Мендеса стоит в оглавлении, но являлся ли он переводчиком или только составителем сборника… (под вопросом).
…одно небольшое стихотворение из этой книги, в которой есть переводы стихов и Пушкина, и Лермонтова, и Тютчева…
Растворил я окно…Растворил я окно — стало грустно невмочь — А вдали где-то чудно так пел соловей; Где родной соловей песнь родную поет К. Р. | LES DEUX ROSSIGNOLSJ’ouvris la fenêtre… Ah ! que j’étais triste et las… Le rossignol chantait sa chanson de féerie ! Là-bas, un rossignol, que je n’entendrai pas, K. R. |