По следам книги прочитанной книги
Анри Перрюшо:
Жизнь Ренуара
из серии “Заметки на полях”
……Теодор Дюре писал о Ренуаре:
“По-моему, никогда ни один художник еще не создавал таких пленительных Ясенских образов. Кисть Ренуара, быстрая и легкая, придает им грацию, мягкость, непринужденность… Его женщины… чаровницы. Если вы введете одну из них в свой дом, она станет той, на кого вы будете бросать последний взгляд перед уходом и первый – по возвращении. Она займет место в вашей жизни”.
Пьер Огюст Ренуар “At the Cafe” (1876-1877)
После связи с Лизой Трео Ренуар лишь однажды пережил любовное приключение, сладостное и трагическое, с юной натурщицей 16летней Маргаритой Легран, прозванной на Монмартре Малышкой Марго.
Она часто прогуливала сеансы, о которых с ней договаривался Ренуар, но была одной из его любимых моделей. Он платил за сеансы, которые она пропускала, он переживал, когда Марго запросто общалась с самыми опасными монмартрскими типами.
Она позировала для “Бала в Мулен де ла Галетт”, где изображена танцующей с кубинским художником Педро Видалем де Соларесом-и-Карденас; отсюда следует, что близкие отношения Ренуара и его модели возникли примерно в 1876 году. В конце 1878-го .Маргарите Легран было всего 20, когда она заболела тифом.
Педро Видаль де Соларес-и-Карденас
«Своими хилыми руками он пробил панцирь, сковывавший сердце толпы. Более того, он вылепил эту толпу по образу своего идеала, как он вылепил свою жену, своих детей и натурщиц. Улицы наших городов сейчас полны Ренуарами: девушками, детьми с искренним взглядом и кожей, которая не отталкивает света…
Та планета, которая была ранее населена существами длинными и бледными, благодаря отцу наполнилась маленькими пухленькими созданиями с румянцем во всю щеку… Его единственным желанием было служить верным посредником между чудесами, которые он ясно различал, и людьми, которые нуждались в небольшом указании, чтобы их угадать».
(Жан Ренуар, кинорежиссер, сын художника)
Огюст Ренуар. Габриэль Ренар и юный Жан Ренуар
Ренуар “Жан рисует”, 1901 год
Огюст Ренуар. Портрет Жана Ренуара (1910)
Ренуар отдавал себе отчет в том, что этот огромный – метр 54 на метр 90 – портрет может стать для него решающим “шансом”. Он задумал написать мадам Шарпантье сидящей в небрежной позе на диване в ее японском салоне и рядом с ней двоих ее детей – Поля и Жоржетту.
Пьер Огюст Ренуар «Портрет мадам Шарпантье с детьми», 1878
Жорж Шарпантье был известным издателем, который первым начал издавать произведение молодых и малоизвестных на тот момент Золя, Мопассана и Годе.
Мадам Шарпантье, понимая значимость для семейного дела парижской богемы, собрала вокруг себя наиболее значимых представителей французской культуры, включая писателей, художников, композиторов и многих других.
Знакомство Ренуара с четой Шарпантье открыло ему множество дверей, в том числе двери Парижского салона, в котором как раз и был выставлен портрет госпожи Шарпантье с детьми. Критики отметили богатую палитру и очаровательность изображения детей.
Ренуар “Портрет мадмуазель Жоржетты Шарпантье”, 1876 год