По следам прочитанной книги
Анри Перрюшо: Жизнь Ренуара
из серии “Заметки на полях”
И.Витошинская “На лодочке” 2018 год
……В конце июня, когда он получил эту статью, Ренуар жил в Лувесьенне, у родителей Жанны Бодо, снявших здесь на лето дом. Суждения Журдена потрясли его.
Пьер-Огюст Ренуар. Жанна Бодо в зелёной шляпе (этюд). 1896
“…шестнадцатилетняя Жанна Бодо. Она была дочерью главного врача Компании западных железных дорог. К великому удивлению родителей, которые оказались в роли курицы, высидевшей утёнка, их дочь стала заниматься живописью и восхищалась Ренуаром”
Пьер-Огюст Ренуар. Портрет Жанны Бодо в три четверти и анфас. 1896
Жанна Бодо писала портреты, пейзажи и натюрморты, особое место в её творчестве занимали цветы и пейзажи Лувесьена и Марли. Будучи верной ученицей Огюста Ренуара, она рисовала под его непосредственным наблюдением. В начале XX века она проживала в Северной Африке, что привело к появлению в её творчестве живописных и наполненных светом работ. В 1949 году Жанна Бодо написала книгу «Ренуар, его друзья, его модели» (фр. Renoir, ses amis, ses modèles)
Ее именем названа улица в Лувесьен.
В Лувре Жанна Бодо по совету Ренуара копировала некоторые шедевры. Случайно столкнувшись здесь с другими молодыми людьми, работающими в залах, она познакомилась с начинающими художниками, учениками Гюстава Моро: Альбером Марке, Анри Мангеном, Анри Матиссом.
Анри Шарль Манген (23 марта 1874 – 25 сентября 1949) – французский живописец, связанный с фовизмом. Манген поступил в Школу изящных искусств под руководством Гюстава Моро, как и Анри Матисс и Шарль Камуан, с которыми он подружился. Как и они, Манген делал копии произведений искусства эпохи Возрождения в Лувре.
Анри Манген пейзаж
Имя Альбера Марке зачастую упоминают рядом с именем Матисса. Действительно, с великим мэтром фовизма они были друзьями с момента знакомства в Школе декоративных искусств, в которой Марке учился с 15 до 20 лет.
Альбер марке (1875 – 1947)
После окончания Школы декоративных искусств Альбер вместе с Матиссом поступил в Школу изящных искусств на курс к Гюставу Моро. Оба называли Моро своим первым учителем и всю жизнь вспоминали его с большой теплотой.
В мастерской Моро встретились те, кто в будущем составит ядро фовизма: Матисс, Руо, Дерен. В 1898 году Гюстав Моро умер, и Марке, и Матисс сразу же ушли из Школы.
Альбер марке набережная
Марке не стал ключевой фигурой в истории живописи, лидером, создавшим течение или воплотившим символизм эпохи. Но он с большой любовью написал множество видов манящего Парижа, сияющего Неаполя и завораживающего Алжира, которые окутывают своей чистой и свежестью. А еще… он был честным человеком. Матисс вспоминал, как Марке раз и навсегда отучил его опаздывать. По своему обыкновению, изрядно опоздав на встречу, мэтр не дождался Марке и не следующий день попенял ему на это. Марке искренне удивился и сказал, что был уверен, что это Матисс не пришел, поскольку сам-то он пришел вовремя, прождал его четверть часа и ушел. «Вы знаете Марке? Он не способен лгать», – со смехом рассказывал эту историю Анри Матисс, приобретший таким образом привычку быть пунктуальным.
Анри Матисс (1869 – 1954)
Анри Матисс заявил: «Я просто хочу, чтобы усталый человек, глядя на мою живопись, вкусил отдых и покой».
Гюстав Моро (Gustave Moreau, 6 апреля 1826, Париж, Франция – 18 апреля 1898, Париж, Франция) – французский художник-символист, который отдавал предпочтение библейским и мифологическим сюжетам.
Венеция Гюстав Моро (1826-1898)
После поездки в Италию он увлекся искусством античности и раннего Возрождения. Живописи Моро учился в парижской Школе изящных искусств, а последние 10 лет жизни работал в ней преподавателем. Он оказал существенное влияние на творчество своих учеников: Анри Матисса, Жоржа Руо и других художников, которые впоследствии будут называть себя фовистами.
Моро часто описывали как нелюдимого отшельника. Последние 10 лет жизни художник, помимо преподавания, посвятил превращению своего парижского дома в музей.
Особенности творчества художника Гюстава Моро: 1857-1859 годы Моро провел в Италии, чтобы оправиться после смерти близкого друга и учителя Теодора Шассерио. Здесь художник снова нашел вдохновение в работах Леонардо, Микеланджело и других мастеров Ренессанса. В четких контурах и тонкой детализации его зрелых работ также просматривается влияние Андреа Мантеньи и Джованни Беллини. Позже Моро стал изучать орнаменты разных народов мира и историю костюма, интегрируя новые знания в свои картины.