По следам книги прочитанной книги
Анри Перрюшо: Жизнь Ренуара
из серии “Заметки на полях”
Картина “Кружка пива” Мане, так понравившаяся публике и написанная под более или менее явным влиянием Франса Халса.
За кружкой пива [1873] | ||
|
Вернувшись в Париж, Мане начинает работу над портретом. Он просит постоянного посетителя кафе Гербуа литографа Эмиля Белло быть натурщиком, сажает его прямо в кафе за столик: левая рука держит бокал с пивом, в правой – белая глиняная трубка.
Альбер Вольф, критик из “Фигаро”, склонный к резким высказываниям, прямо заявляет:
“Г-н Мане разбавил свое пиво водой”.
Ренуар в кругу друзей имитировал автора “Олимпии”, изображая, как тот поехал в Испанию, восторгался там Веласкесом: “Привез оттуда чуток Веласкеса за пазухой. И все ради того, – добавлял Ренуар, чтобы вернуться и начать писать как Франс Халс” .
Франс Халс, также Хальс (нидерл. Frans Hals, МФА: [ˈfrɑns ˈɦɑls]) (1582/1583 год, Антверпен — 1666 год, Харлем) — голландский художник, писал в эпоху так называемого Золотого века.
Франс Халс | |
Весёлый собутыльник. 1628-1630 | |
De vrolijke drinker | |
холст, масло. 78 × 54 см | |
Государственный музей, Амстердам |
В начале XIX века в изображённом на картине мужчине видели гарлемского капитана Рипперда, однако, скорее всего, картина была создана как аллегория вкуса, возможно, отсылающая к политической ситуации Нидерландов: медаль Морица Оранского связывает собутыльника с движением, стремившимся превратить республику в монархию.
Корнелис Апостол, первый директор Государственного музея Амстердама, считал «Весёлого собутыльника» «выдающимся образчиком работы этого знаменитого художника» (нидерл. een uitmuntend staal van dien beroemden schilder), однако оценивал его не более чем в 600 гульденов.
«Весёлый собутыльник» неоднократно упоминается Симоном Вестдейком, в том числе в романе Sint Sebastiaan и эссе Gestalten tegenover mij.
Франс Хальс. «Цыганка». 1630
Летом. ЦыганкаПьер Огюст Ренуар Живопись, 1868, 85×59 см | «Цыганка» Франс Хальс 1630 |
“Вы потеряли рассудок, – говорили Дюран-Рюэлю, – берегитесь, как бы вам не кончить ваши дни в Шарантоне”. Мало того, что у Дюран-Рюэля не покупали картин его новых подопечных, но, что было куда хуже, эти картины как бы обесценивали другие полотна его собрания: работы Коро, Делакруа, Теодора Руссо и Милле.
«Наконец-то импрессионизм восторжествовал! Мое безумие оказалось мудростью! Подумать только, умри я в 60, то умер бы я банкротом и по уши в долгах, но зато в окружении неоцененных сокровищ», — сказал Поль Дюран-Рюэль, когда ему было 89.
Вообще, «настоящей живописью» Поль считал творчество великих реалистов Коро, Руссо, Милле, Курбе, Дюпре, Диаза и Добиньи, до конца своей жизни он был их приверженцем и ярым почитателем. До 1870 года он скупал все их работы, которые появлялись на рынке, а также приобретая их у самих авторов. Так, в 1866 году он сразу купил у Теодора Руссо семьдесят его работ. Такое в арт-бизнесе произошло впервые, когда один торговец стал монопольным владельцем всей коллекции художника! Ну, а когда искусство реалистов было признано официальным Салоном, Поль взялся за свою вторую «кампанию».